Про генеральный план Донецка

Thames
Не в сети
автор
Регистрация: 12/07/2009

Информация к вопросу: "О Генеральном плане города Донецка на период до 2031 г."

Генеральный план города это основная градостроительная документация, которая определяет основные, принципиальные решения развития планирования и застройки или другого использования территории города.

В настоящее время многие крупные города Украины разрабатывают и утверждают свои генеральные планы. К этому их подталкивает жизнь и действующие на Украине законы.

Город Донецк - самый молодой город с миллионным населением в Украине. Статус города ему был присвоен в 1917г. Почти столетие город бурно рос по экономическим показателям, численности населения, величине территории.

Развитие Донецка за первые сто лет своего существования носило характер экстенсивного роста нескольких ведущих промышленных предприятий со своими населенными пунктами, каждый из которых имел свои функционально-планировочные системы, свои центры и свои окраины. Этот этап выразился в первом генеральном плане «Большое Сталино» (1932г) охватывающий территорию современного Ворошиловского административного района, части Калининского, а также частей Куйбышевского и Киевского районов. В последующем его корректировали в 1937, 1939 , 1949 гг.

В шестидесятые годы ХХ века созрели объективные предпосылки для начала работ по созданию нового генерального плана города Донецк. В 1972году новый генеральный план города был утвержден Советом министров CCCР и ЦК КПУ. Он предполагал слияние г. Донецка и г.Макеевки с организацией единого центра в районе шахты им.Калинина по пр.Мира.

Следует признать, что генеральный план 1972 года был реализован только частично. Однако ряд его решений мы видим и сейчас. Именно этому генеральному плану мы обязаны бурным ростом многоэтажных микрорайонов в г.Донецке, которые поэтапно появлялись, согласно планам пятилеток. Это такие микрорайоны как - Текстильщик, Широкий, Донской, Цветочный, 18-й микрорайон («Кальмиус»), Киевский, Шахтерский, Гладковский, Парковый и другие. Согласно этому генеральному плану город Донецк получил объездную дорогу, которая решает сейчас многочисленные транспортные задачи в городе.

Срок действия этого документа был рассчитан до 1991года.

Вместе с тем, ставшая нереальной основная концепция генерального плана о слияния двух городов Донецка и Макеевки, в 1981 году привела к вопросу о необходимости корректировки генерального плана г. Донецка. Учитывая, что разработка подобных проектов в то время осуществлялась по заказам Госстроя УССР и за счет его средств, к работам удалось приступить лишь в 1989 году. До начала 1991 года за средства городского бюджета и незначительные субсидии Госстроя УССР была проведена огромная работа по сбору исходных данных и подготовке опорных разделов ТЭО генплана (первого этапа).

В связи с практически полным прекращением финансирования работ со стороны Госстроя УССР с 1991 года проектирование приостановилось.

В связи с многочисленными изменениями законодательства и нормативных документов, ТЭО генплана перерабатывалось в «концепцию генерального плана», а завершилось как «Схема планировки территории г.Донецка – 1-й этап генерального плана г.Донецка», которая была утверждена в мае 2003 г.

В 2004г по решению горсовета был заказан Генеральный план города, заключен договор с киевским институтом «Гипроград» о его разработке. Перед проектировщиком были поставлены следующие задачи:

-обеспечить градостроительство Донецка основной документацией согласно требованиям действующего законодательства;

-определить стратегию территориального развития города в целом и по функциональным зонам;

-разработать основную схему улично-дорожной сети с учетом бурного роста уровня автомобилизации;

-дать принципиальные решения по развитию инженерной инфраструктуры;

-определить стратегию решения экологических и санитарно-гигиенических проблем;

-определить границу города в соответствии с потребностями территориального развития, включая программу развития международного аэропорта «Донецк».

Данный генеральный план предполагает жизнь и развитие города из трех основных составляющих:

-как промышленный город - исторически сложившаяся предпосылка;

-как крупный административный центр - его роль осознана в «Генеральной схеме планировки территории Украины (Киев 2000г) не только как центр Донецкой области, но и центр межобластной системы расселения;

-как перспективный транспортный аэроузел.- Роль Донецкого аэропорта с учетом геополитического развития может многократно возрасти как перевалочный узел между восточной Европой и Азией.

В Донецке каждый 7 гражданин занят на производстве. Экономический потенциал города представлен более 200 промышленными предприятиями основного круга, 363 строительными организациями, несколькими тысячами предприятиями малого бизнеса. Исходя из этих предпосылок разработчики генерального плана с большим вниманием отнеслись к развитию нашего промышленного комплекса. Были проведены анкетирования, собраны кадастровые материалы, проанализированы множество факторов и сделаны выводы относительно территориального развития промышленной группы. Это наглядно иллюстрирует Схема перспективного использования промышленных территорий. Даны предложения по ликвидации только отдельных предприятий, попавших в окружение жилой застройки, и по ликвидации незначительных жилых территорий, попавших в окружение промышленности.

Размещение новых промышленных предприятий предполагается преимущественно в промышленных зонах и в специальной экономической зоне. Предложены ограничения размещения промышленности по классам вредности: предприятия требующие создание санитарно-защитной зоны более 100м и предприятия с СЗЗ менее 100м.

Предлагается несколько крупных градостроительных решений:

Схему промышленного развития территории вы можете видеть на экранах и на чертежах которые здесь представлены.

Предлагается несколько крупных градостроительных решений:

-ликвидация Смолянской промышленной группы предприятий, разместив на этой территории объекты районного центра: общественные и крупные торговые центры, на периферии - складские терминалы.

Определение понятий зон реабилитаций- промышленные территории вокруг Рутченковского коксохимзавода, бывшей шахты им.Горького, промышленной группы созданной вокруг Мясокомбината - это территории комплексной реконструкции функциональное назначение которых уточнится при последующем градостроительном проектировании, которое и определит будут ли эти территории использоваться как промышленные, но возможно в новом качестве или как перспективные территории жилой, общественной или рекреационной направленности.

Ряд предприятий будут обречены на постепенную их ликвидацию по примеру завода Прецизионной оснастки (заменился на торговый центр «Донецк-Сити»).

Санитарная зона ДМЗ. В Ворошиловском районе на территории, ограниченной с запада существующей железнодорожной веткой ДМЗ, с востока ул.Челюскинцев предусмотрена комплексная реконструкция с размещением на ней объектов центра: торговые центры, многоэтажные офисные здания. К востоку от ул.Челюскинцев предлагается размещать многоэтажные автостоянки, объекты инженерно-транспортной коммунальной инфраструктуры, общественные центры. Промышленно-складские объекты в этой зоне размещать нецелесообразно.

В Ленинском районе объекты центра и многоэтажные гаражи можно располагать вдоль ул.Ткаченко.

В материалах генерального плана предложены мероприятия для максимального уменьшения санитарно-защитных зон от недействующих породных отвалов вплоть до их ликвидации. Ликвидацию породных отвалов, с использованием их территории под застройку с функциями соответствующей функциональной зоне, предполагается производить за счет средств заинтересованных лиц в такой застройке.

Предполагается вынос (ликвидация) терриконов: за торговым комплексом «Маяк», по ул.Карпинского, по ул.Молодых шахтеров, по ул.Щорса в районе пересечения с пр.Таманским. Намечена дальнейшая ликвидация терриконов по ул.Наметкина, по ул.Крутая, по ул.9января в районе Смолянки и по ул. 60летия СССР

Конечно же использование высвобождающихся территорий под другие функции возможно только после выполнения исследований, дальнейшего градостроительного проектирования, мероприятий по обеззараживанию территорий, их рекультивации и приведения этих земель к соответствии нормам территорий пригодных для общественной, жилой или другой застройки.

В материалах генерального плана определены площадки полигонов твердых бытовых отходов это - Ларинский полигон и Александрово-Григорьевский (новый) полигон, на которых в дальнейшем планируется строительство мусороперерабатывающих заводов.

Транспортная схема-рост автомобильного транспорта обуславливает новый подход к улично–дорожной сети. При ее проектировании были произведены расчеты более 150 важнейших перекрестков города на предмет их пропускной способности и интенсивности движения. Предполагается, что уровень автомобилизации в Донецке вырастет более чем в 2 раза и составит ориентировочно 350 машин на 1000 наших жителей

В генеральном плане хоть и использовались наследие предыдущего генерального плана, однако современное состояние уличной сети, направления транспортных потоков, размещение значительных мест притяжения населения , и возможность проведения реконструкции центра города – обусловили проектирование магистральной сети по двум основным направлениям. Основная цель в создании магистральных улиц с непрерывным движением, которые проходят вокруг центра города, создавая как бы кольцо, - разработка схемы магистралей одностороннего движения в центре города.

Новые магистральные улицы, проходя (как правило) по незастроенным территориям, должны обеспечивать грузовой, транзитный транспорт, связывать между собой районы и существующие резервные территории скоростным движением. С целью обеспечения скоростного движения, Правилами застройки необходимо ограничить застройку вдоль этих дорог объектами вызывающими транспортные маневры, парковку, частые подключения – все, что вызывает заторы движения транспорта.

Основными направлениями этих магистралей станут направления:

- Ясиноватая - ул.Артемовская - подъездная ветка ДМЗ вдоль городских прудов (вдоль нее или вместо нее уточнится при дальнейшем проектировании)-пр.Ленинский- выход на Мариуполь

- другая магистраль пройдет от Ленинского проспекта по ул.Кирова вдоль территории ДМЗ далее с обоих сторон р. Кальмиуса на север (расширение ул.Набережной только первые этапы ее строительства) до новой дороги восточней «Донбасс-Арены» с подключением Гладковки и с выходом на Киевский проспект

- еще одна магистральная улица свяжет Красноармейское шоссе, ул.Югославскую, ул.Одинцова далее вдоль Дурной балки-до Ленинского проспекта и далее до ул.Ткаченко, ул.Светлого пути, ул.Пролетарской до объездной дороги

Проектом намечено создание магистральных улиц в направлениях Север – Юг, соединяющие Калининский, Ленинский и Буденновский районы.

Генпланом намечено завершения объездной дороги для чего будет достроено Западное полукольцо объездной дороги (35км), которое улучшит транспортную связь между Международным аэропортом, городом и районами области.

Приоритетным на первоначальный период следует признать строительство магистральных улиц, что будет способствовать разгрузке улиц, возможности их реконструкции. Суммарная протяженность дорог около 90км. Для обеспечения реконструкции существующей уличной сети необходимо предусмотреть очередность строительства дорог - объездов:

1).Перемычка между пр. Павших Коммунаров и улицей Данилевского севернее породного отвала шахты «Социалистический Донбасс». Помимо долгосрочных задач, перемычка обеспечит короткий объезд при строительстве развязки «Мотель» - (0,9) км.

2).Дорога от пр.Мира до ул.Байдукова, далее к проспекту П.Поповича, ул.Полиграфической и далее до ж/д вокзала (7км) – разгрузит 20-30% ул.Артема, ул.Челюскинцев, Киевский проспект, даст возможность проводить капитальный ремонт и реконструкцию существующих улиц, повысит уровень транспортных связей с новым аэропортом.

3).Перемычка (1 км в т.ч туннель около 60м) между улицей Левобережной и ул.Клинической совместно с перемычкой между улицами Клинической, Ткаченко (в районе завода Ленинского комсомола) и пр. Ленинским (3км) значительно освободит от транзитного движения южную часть Ворошиловского района и транспортный узел «Золотое кольцо».

4).Перемычка между пр.Матросова и ул. 60-летия СССР (пос.Азотный) через территорию завода Химреактивов (1,5км). Перемычка сократит протяженность связей с поселком "Азотный" и западным промузлом, разгрузит движение по пр.Панфилова на участке от пл. Бакинских комиссаров до ул.Куйбышева, разгрузит узел улиц Куйбышева – Панфилова – Олимпиева -Югославская.

В городе должно вырасти количество маршрутов общественного транспорта. В частности появится маршрут троллейбуса проходящий по ул.Щорса.

Реконструируется железнодорожная станция «Донецк», намечены строительство нового железнодорожного вокзала- на станции Донецк 2.

Строится метро-скоростной подземный вид транспорта.

Будут построены новый автовокзал в районе Мотеля. Состоится перенос южного автовокзала в район м-на Широкий и Путиловского ближе к аэровокзалу.

Места хранения автомобилей. При строительстве нового жилья, комплексной реконструкции кварталов и микрорайонов необходимо обеспечивать строительство паркингов вместимостью из расчета 0,7-1 машино-место на 1 квартиру. Дефицит мест необходимо восполнять за счет многоэтажных стоянок. Развитие автогаражных кооперативов в 1 надземный уровень хранения можно допустить только в определенных зонах города, значительно удаленных от центра.

-все многоэтажные дома должны строиться с подземными паркингами,

-в микрорайонах предусматривать строительство многоэтажных открытых стоянок,

-исключить неблагоустроенные существующие стоянки.

Жилищное строительство. В г.Донецке жилой фонд - 20 млн. м2, в т.ч.:

местных советов 13 млн.м2

усадебный фонд 5 млн.м2

ЖСК 1 млн.м2

ведомственный 1 млн.м2

Необходимо построить дополнительно 6,5 млн. м2 жилья. То есть треть от существующего жилья

Анализ уровня амортизации существующего жилого фонда показывает, что на 2007 год «возраст» 0,9 млн.м2 жилого фонда местных советов - более 60лет; а к концу расчетного срока генерального плана (25 лет) «возраст» существующих 5,8млн.м2 жилого фонда местных советов составит 60 и более лет, а его износ 60% и более. Затраты на поддержания старого жилья соразмерны с новым строительством, при этом планировочная структура, этажность старой жилой застройки дает низкие показатели рациональности использования территории (120-200чел./га против допустимого 450чел/га, а при обосновании, до 600чел/га).

За счет сноса этого жилья и комплексной реконструкции территории кварталов можно получить около 10млн. м2 нового жилья (прирост 4,2 млн.м2). Реконструкция 5млн. м2 усадебного фонда может дать прирост около 2 млн.м2. Таким образом, практически весь объем необходимого нового жилого фонда можно разместить за счет сноса физически и морально амортизированного жилья.

Однако это невозможно ни по экономическим, ни по этическим соображением. В центре города могут быть снесены только морально и технически устаревшие здания квартирного типа высотой до двух трех этажей или барачного типа. В городе не намечены к сносу пятиэтажки.

Основное жилищное строительство планируется на юго-западе города. Предполагается строительство микрорайонов Широкий, Флора, Троянда, Индустриальный, Донской. Предполагается также массовая усадебная застройка на юге города.

Существующая усадебная застройка разделена на 2 категории: сохраняемая «самовоспроизводящаяся» застройка- (район вокруг Куйбышевского исполкома) и застройка, планируемая на замену жилыми домами квартирного типа разной этажности.(ул.Миронова, ул.Советская в районе Киевского исполкома).

Объекты соцкультбытового обслуживания.

Расчеты показали:

1.Количество объектов торговли по городу превышают норму.

2.Количество школ в целом по городу достаточное.

3.Детские сады и ясли необходимо строить в комплексе со строительством массивов нового или реконструируемого жилья.

4.Количество объектов здравоохранения недостаточное и по данным горздрава в первую очередь не хватает учреждений амбулаторного лечения. Будут строится поликлиники в составе новой жилой застройки или за счет реконструкции.

5.В городе по нормам не хватает объектов культуры: театров, концертных залов, библиотек, танцевальных залов, второго цирка, клубов. Для их перспективного размещения необходимо зарезервировать земельные участки в центре города. Предложено зарезервировать участки в рекреационных зонах на пересечениях транспортных магистралей.

Рекреации и озеленение. В генеральном плане выявлен «зеленый каркас» города – система ландшафтно-рекреационных территорий В городе имеется дефицит зелени общего пользования (окультуренных зеленых территорий) до 10 м2. Однако при этом имеется более 50м 2 лесов. В целях восполнения зелени общего пользования предлагается перевод части городских лесов в режим лесопарков, освоение бесхозных зеленых массивов в поймах балок (проектируемый парк культуры и отдыха возле «Донбасс Арены», Путиловская роща, зона по балке Бахмутка выше 3-го городского пруда Урочище возле м-н Текстильщик и др.). Для этого необходимо развить сеть улиц и дорог, произвести соответствующие планировочные работы, работы по благоустройству. Средства на планировочные работы и на благоустройство могут поступить от лиц заинтересованных в размещении на этих территориях коммерческих предприятий, соответствующих назначению зоны.

Кладбища. В городе не хватает территорий кладбищ. Дефицит территории вызван беспорядочным захоронением, отсутствием проектов кладбищ, что приводит к нерациональному землепользованию и к недостойному их внешнему виду. Будет проведена инвентаризация существующих кладбищ . Резервные территории под кладбища имеются на стыке Петровского и Кировских районов, в Киевском районе Щегловское и Игнатьевское кладбище. Предполагается разместить кладбище в районе Григорьевских отвалов. Рассматривается возможность строительства крематория.

Центр. Придание части территории города статуса «общегородского центра» является юридически необходимым для применения ряда строительных и санитарных норм, норм налогообложения, ценообразования за поставляемую энергию и др. Величина территории центра нормируется в зависимости от территории города. Основное пятно центра определено по принципу очевидности в границах:

-север- территории прилегающие к Шахтерской площади и вдоль ул.Артема до Ветковского пруда;

-юг – южная граница Ворошиловского района;

-запад– до западной границы рекреационной зоны вдоль 1-го и 2го городского пруда и по границе Киевского и Куйбышевского районов;

-восток – территория прилегающая к ул.Челюскинцев с востока, восточная граница проектируемой рекреационной зоны (парк Комсомола), Кальмиуское водохранилище, часть Калининского района б.Шевченко- ул.М.Ульяновой, ул.Капитана Ратникова, Кальмиуское водохранилище.

Для придания особого режима застройки в территорию центра включены небольшие участки вдоль Киевского проспекта, ул.Артема до вокзала, пр.Б.Хмельницкого, пр.Ленинского.

Планировочная структура центра – линейная Y-образная с осями по ул.Артема и по Киевскому проспекту, с развитием вдоль пр.Ильича, пр.Ленинского, б.Шевченко и пр.Б.Хмельницкого.

Зонирование центра. По гребню водораздела на территории в границах ул.Университетская –ул.Челюскинцев размещаются преимущественно общественные здания объектов центра и частично жилье квартирного типа. По склонам водораздела преимущественно жилые кварталы и микрорайоны с вкраплением общественных зданий вдоль проспектов Ильича, Ленинского и Богдана Хмельницкого, бул.Шевченко.

Одной из основных задач генерального плана стала определения границы города. На сегодняшний день такой характеристики в городе нет. Есть черта города установленная в 1968г., которая не включает в город ряд жилых микрорайонов, делит дома пополам не соответствует Земельному кодексу. Черта города - морально устаревшее понятие. Есть понятие земли Донецкого городского совета. Наличное население города на 1.01.07г- 988,2тыс чел Наличное население городского совета 1004,7тыс. чел. Сейчас за чертой города проживает 16,4 тыс человек. В земли Донецкого городского совета включен как сам город Донецк так и земли бывших совхозов Широкий и Тепличный, пос. Авдотьино, поселок Ларино и город Моспино. По современному законодательству такого не может быть , поэтому в проектируемые границы города включены все земли Донецкого городского совета за исключением г.Моспино..

С севера предлагается установить границу по объездной дороге присоединив части Ясиноватского района (части Песковского и Спартаковского сельсоветов, село Яковлевка, земли части Червоногвардейского района г.Макеевки и части Горняцкого района Макеевского городского совета, также не входящие в черту г.Макеевка)

Необходимость проектирования границ города обусловлено следующими факторами

1. г.Донецк, г.Макеевка, г.Моспино, пгт.Ларино и другие населенные пункты не имеют установленных границ, в соответствии с действующим законодательством.

2. С целью правого обеспечения деятельности местных советов необходимо их установить в соответствии с действующим законодательством.

3. Предлагаемое положение границ г.Донецка логически проходит по окружной дороге- мощному барьеру ,ограничивающему развитие инженерно-транспортной и социальной инфраструктур на местном уровне и по установленным границам Марьинского, Волновахского и Старобешевского районов Донецкой области.

4.Предлагаемое положение границ г.Донецка обосновывается экономической группой факторов, единством инженерно-транспортной, социальной инфраструктур. Например, жителю поселка Пески для поездки в больницу предстоит сейчас проехать через Донецк для того чтобы он обратился в больницу в г.Ясиноватая, Многие жители Червоногвардейского района работают в Донецке и получают полное обслуживание в Донецке, не будучи его жителями

5.Обеспечение условий для рационального землепользования.

6. Обеспечение условий для проведения экологических программ .Имея в своих руках весь бассейн реки Кальмиус, легче планировать мероприятия по его очистке. Макеевская сторона сейчас в Червоногвардейском районе даже не имеет централизованной канализации.

7. Обеспечение территориальных возможностей для развития города Донецка - развитие аэропорта и жилой застройки, разработанным Генеральным планом Донецка, предусмотрено включение в административные границы города территорий ограниченных внутренним кольцом существующей окружной дороги, в том числе: часть территории Червоногвардейского района и Горняцкого района г.Макеевки и часть земель Песковского и Спартаковского сельсоветов Ясиноватского административного района.

Включение вышеуказанных территорий в границы г.Донецка научно и планировачно обоснованно разработанной проектной документацией, и вызвано их фактическим пимыканием к существующим границам г.Донецка, привязкой планировочной, транспортной и инженерной инфраструктуры данных территорий к существующей инфраструктуре города Донецка. в том числе по использованию трудовых ресурсов в рамках реализации Генерального плана создаст условия для их гармоничного развития в составе города Донецка на период действия нового Генерального плана - до 2031 года. В соответствии с рассматриваемым Генеральным планом г. Донецка, размещены необходимые объекты спорта и инфраструктуры для проведения финальной части чемпионата Европы по футболу ЕВРО-2012

Генеральный план должен стать базой для дальнейшей разработки комплекса градостроительной и правовой документации:

- Правил застройки,

- Проекта устройства земель города,

- проекта установления границ города,

- проекта размежевания государственных и коммунальных земель,

- детальных планов территорий,

- схем планировки территорий,

Надеемся, с утверждением нового генерального плана возобновится нормальный процесс градостроительного проектирования. Генеральный план может корректироваться регулярно, вовремя реагируя на объективные процессы городского развития.

Без наличия утвержденного генерального плана невозможна дальнейшая разработка Правил застройки города, такой градостроительной документации как детальные планы территорий, которые являются основой для отвода земельных участков под застройку, а также для проведения земельных торгов. То есть, отсутствие утвержденного генерального плана делает невозможной дальнейшую застройку города и отвод земельных участков.

Thames
Не в сети
автор
Регистрация: 12/07/2009

Общеизвестно, что Донецк как город сложился из нескольких десятков поселков, которые на протяжении долгого времени формировались вокруг промышленных предприятий. Рабочие поселки зачастую были страшно оторваны друг от друга, регулярное сообщение между ними налаживалось с трудом, а многие микрорайоны нынешнего мегаполиса вообще не включались в городскую черту. Наверное, поэтому, переезжая из одного городского района в другой, можно легко заметить существенную разницу между стилями застройки. Тем не менее Донецк представляет собой единое целое, хотя в целом этом есть свои противоречия.

Взять, к примеру, микрорайоны Цветочный и Донской. Любой нормальный человек скажет, не задумываясь, что находятся они в Донецке, и тем не менее официально они расположены на землях Грузско-Зоринского сельского совета Горняцкого района Макеевки. Получается, что Донецк обеспечивает эти "спальные" микрорайоны транспортной инфраструктурой и прочими благами цивилизации, которыми располагает согласно своему статусу, а земельный налог, причем намного заниженный, выплачивается сельсовету. Есть проблемы территориальные, назрели структурные изменения в промышленной и жилищной застройке, постоянно напоминают о себе экологические беды. Донецку категорически необходим генеральный план, чтобы упорядочить уже сделанное, исправив по возможности ошибки прошлых лет, четко очертить перспективы будущего развития. Благодаря стараниям Украинского государственного научно-исследовательского института проектирования городов "Гипроград", коммунального предприятия "Управление генерального плана г. Донецка", Института экономики промышленности Национальной академии наук Украины в содружестве с учеными других научно-исследовательских учреждений, проект генерального плана наконец-то появился на свет. Правда, генплан еще не получил статуса окончательно утвержденного документа, это должны будут сделать депутаты Донецкого городского совета после детального обсуждения предложенного учеными и проектировщиками варианта. Утверждение состоится в первые месяцы будущего года. Тем не менее читателям наверняка будет интересно узнать о сути предполагаемых перемен и о том, насколько они помогут решить городские проблемы. Корреспондент беседует о новом генеральном плане с одним из его создателей, главным архитектором проектов Управления генерального плана г. Донецка Михаилом Навродским.

- Михаил Георгиевич, поскольку Донецк индустриально очень насыщен, будущее его следует связывать именно с развитием промышленных зон?

- В целом вы правы, однако в этом утверждении есть несколько существенных "но". Реализация генерального плана рассчитана до 2031 года, и предполагается, что за это время многое в структуре промышленности города должно измениться. Например, опережающими темпами будет расти пищевая промышленность и переработка сельскохозяйственной продукции, начнет ускоренными темпами развиваться машиностроение, но все это наряду с ростом добывающей промышленности, которая в то же время станет постепенно терять свое значение, и металлургии. Ожидать, что Донецк станет менее значим как индустриальный центр не приходится, поэтому генеральным планом зарезервированы территории промышленной застройки для размещения новых и развития существующих предприятий в Кировском и Буденновском районах, общей площадью полторы тысячи гектаров. Предполагается, что к 2031 году в мегаполисе будут проживать 10153 тысячи человек, а 70% работающих окажутся занятыми в социальной сфере. Сейчас этот показатель несколько ниже.

- Какое решение принято относительно границ современного города?

- Окончательное решение будет приниматься Верховной Радой, как это определено законодательством, а городские власти вместе с разработчиками генерального плана предлагают определить границы областного центра по строящейся кольцевой автомагистрали, которая, кстати, имеет огромное значение в развитии транспортной инфраструктуры.

- Как предполагается в ближайшие годы развивать городское жилищное строительство?

- Жилой фонд города к 2031 году, по нашим расчетным данным, вырастет почти на 9 млн. кв. метров и составит 29 млн. кв. метров. При этом будет развиваться строительство как многоэтажных домов, так и усадебного жилого фонда, поскольку растет число желающих построить индивидуальное жилье, но опережающими темпами будут расти многоквартирные и многоэтажные здания. Темпы их возведения предполагается увеличить в 1,8 раза.

- Где намечается разместить новые жилые микрорайоны?

- Большие территории прежде всего будут застраиваться в Кировском административном районе. Привлекательность этого района с точки зрения удобства транспортного обслуживания обусловлена строительством западной магистрали, которая напрямую свяжет Ясиноватую с Мариуполем, не заходя в центральную часть города, а также удобной связью с центром по ул.Кирова и проектируемым участком дороги до ул.Югославская и ул.Одинцова. Вторым по объемам размещения жилищного строительства станет Куйбышевский административный район. Здесь намечено разместить 360 тыс. кв. метров многоквартирного жилья. Эти постройки привлекательны своей близостью к центру города и к железнодорожному вокзалу. Жилье и общественные застройки появятся также на территории бывшего Куйбышевского промышленного узла и жилого района "Флора" по ул. Одинцова. Кроме того, намечается реконструкция микрорайона "Привокзальный", где будет построено более 100 тыс. кв. метров жилой площади. Жилищное строительство получит свое развитие и в Киевском районе. Особое внимание при этом будет уделено микрорайону "Привокзальный" со стороны ул. Артема, застройке территорий рядом с торговым центром "Маяк", в районе нынешнего планетария, а также по ул.Поповича. Значительные объемы жилищного строительства заложены генеральным планом в Ленинском районе. Но это не означает, что жилищное строительство не будет вестись в других районах города.

- Для жилищной застройки необходимы прежде всего свободные земельные массивы, а где их взять, если расширять границы города до бесконечности невозможно?

- В Донецке есть еще свободные территории, которые и будут застраиваться. Кроме того, планируется убирать физически и морально устаревшее жилье и на его месте возводить новое, а также использовать территории прекративших свою хозяйственную деятельность промышленно-складских объектов. Основными направлениями развития жилых территорий станут юго-западное и южное. В западном направлении намечается освоение земель КСП "Комсомолец Украины", а также районов Бирюзово, Абакумовский, Горняк, Азалия общей площадью 620 гектаров. Здесь предполагается развитие усадебного строительства. В южном направлении будут осваиваться земли КСП "Широкий", а также в районе Мандрыкино.

- Михаил Георгиевич, как будет формироваться центральная часть города?

- Существующая нынче центральная часть вдоль хребта водораздела Кальмиус-Бахмутка исчерпала свои территориальные возможности. Поэтому помимо реконструкции развитие центральной части пойдет в северном направлении по ул. Артема и Киевскому проспекту, в западном - по проспекту Богдана Хмельницкого, а в восточном будут проводиться реконструктивные мероприятия по бульвару Шевченко и проспекту Ильича. В южном направлении предполагается реконструкция кварталов в санитарно-защитной зоне ОАО "Донецкий металлургический завод", здесь предпочтение будет отдано общественной застройке. Реконструкция намечается также по проспекту Павших Коммунаров, по улицам Лагутенко, Постышева, Артема, Челюскинцев, Университетской. Территория центральной части города увеличится до 2026 гектаров.

- Говоря о реконструкции жилых микрорайонов, вы, вероятно, имели в виду решение проблем так называемых "хрущевок"?

- Эти проблемы действительно назрели, потому что жилые дома первых массовых серий, как их приято называть, давно уже устарели как морально, так и физически, имеют очень высокий процент износа. Всего в Донецке, по данным горжилуправления, более 300 домов, требующих пристального внимания ремонтников.

- Дончане часто возмущаются тем, что новые объекты жилого или общест-венного назначения строятся в непосредственной близости от уже существующих сооружений, что создает жителям изрядные неудобства. Генеральный план не предусматривает запрета на такое строительство?

- Как бы мы ни хотели сделать окружающие нас территории более просторными, застройщики стараются найти в центральной части города каждый клочок свободной земли, чтобы использовать его для сооружения тех или иных объектов. Тут уж ничего не поделаешь. Уплотняться застройка будет в пределах разумного в основном в центральной части города, потому что застройка окраин пока проблематична из-за недостаточно развитой транспортной инфраструктуры.

- Не кажется ли вам, что строители чересчур увлекаются возведением "донецких небоскребов", ведь принято считать, что их нельзя возводить на подработанных территориях, а Донецк, как известно, весь изрыт подземными шахтными выработками...

- Вы имеете устаревшую информацию. Мой учитель в свое время говаривал, что построить можно все, что угодно, даже на Луне, но при этом возникает два вопроса: зачем и сколько это будет стоить? Нынешние застройщики эти вопросы снимают, потому что возводят дома в экономическом плане на свой страх и риск. А современные технологии позволяют строить дома повышенной этажности и на подработанных территориях, нежелательно возводить их только там, где есть геологические нарушения. Но таких мест в городе не так уж и много, а посему Донецку ничего не мешает расти ввысь.

- В дальнейшем Донецк будет еще больше нуждаться в связях с внешним миром, как предполагается наладить эту связь посредством различных видов транспорта?

- В этом плане предстоят значительные перемены, которые, будем надеяться, создадут больше удобств для дончан и жителей города. Это и строительство транспортного пересадочного узла в комплексе с железнодорожным вокзалом "Донецк", и строительство второго вокзала в районе существующей сейчас станции "Донецк-2". Завершение строительства северной части и сооружение западной части окружной автодороги позволят увести из города транзитные транспортные потоки. Будет также расширена сеть автостанций. Новые автостанции предусмотрены в районе жилых массивов Широкий, Мотель, Петровского. Автовокзал "Путиловский" разместится в пассажирских терминалах аэропорта "Донецк" с созданием пересадочного узла. К выносу намечаются автовокзал "Южный" и автостанция "Центр". Предусматривается и модернизация, которая, впрочем, уже ведется, международного аэропорта "Донецк" со строительством нового пассажирского терминала.

- Насколько предполагается развить сеть пассажирского транспорта?

- При составлении генерального плана мы прежде всего брали в расчет строительство метро, которое к 2031 году должно протянуться в общей сложности на 30 км.

- Но сооружение метро из-за недостаточного финансирования пока что находится под большим вопросом, поэтому стоит ли на него рассчитывать?

- Жизнь все равно заставит рано или поздно прокладывать под городом подземные магистрали, в частности линии метрополитена. Но проектировщики застраховались тем, что предусмотрели параллельно с линиями метрополитена развитие наземного транспорта. В частности, трамвайная линия вдоль Ленинского проспекта будет продолжена до микрорайона Широкий и проектируемой там автостанции. Предполагается продлить трамвайную линию по ул. Куйбышева до ул. Матросова. Намечено строительство трамвайной линии по ул. Буденновских партизан. Зато, скорее всего, при наличии метрополитена, будет снят трамвайный маршрут по ул. Челюскинцев. Вероятно, появится необходимость в прокладке троллейбусной линии по ул. Щорса. Продлится троллейбусная линия по пр. Мира и по пр. Панфилова. Также предусматривается сооружение троллейбусной линии по ул. Петровского. Общая протяженность троллейбусных линий составит, по нашим расчетам, 111 км, увеличившись на 35 км.

- Донецкий городской голова Александр Лукьянченко неоднократно заявлял, что для развития транспортной инфраструктуры у горсовета нет средств, поэтому стоит задача наиболее полно обеспечить уже существующие маршруты, получается нестыковка в планах?

- Никакой нестыковки на самом деле нет, а Александр Алексеевич, наверняка, имел в виду, что средств нет именно на нынешний период. Со строительством микрорайонов, которое все равно рано или поздно будет вестись, появится необходимость и в новых транспортных маршрутах.

- Михаил Георгиевич, а что предполагается делать с терриконами, которые стали неотъемлемой частью донецкого пейзажа?

- Скорее всего они так и будут оставаться составной частью пейзажа. В 1991 году приезжал к нам мэр города-побратима Бохума и сказал, что бохумцы не настолько богаты, чтобы ликвидировать породные отвалы. Мы, полагаю, не богаче. Находились, правда, предприниматели, которые предлагали ликвидировать породный отвал в центре города, переработав его содержимое за два года, но это нарушило бы экологический баланс еще больше, чем никем не тронутый отвал. Поэтому предполагается пойти по пути формирования плоских отвалов со срезанием конуса до высоты 50 метров, озеленение негорящих отвалов. Частично, конечно, они будут перерабатываться для получения вторичного сырья, но в целом от терриконов в ближайшем будущем Донецк не избавится.

- Михаил Георгиевич, вы, как один из авторов проекта, считаете, что генплан выполнен безукоризненно или его надо еще дорабатывать?

- Мы предложили наше детище на суд специалистов и общественности, жители Донецка заинтересованно относятся к обсуждению, пусть они на поставленный вами вопрос и отвечают. А я должен сказать, что основную задачу, поставленную перед создателями генерального плана, мы выполнили, наметив территории промышленной, жилой, общественно-культурной застройки, обозначив основные транспортные магистрали, в том числе и двухуровневые развязки, которых будет несколько десятков. Генеральный план прежде всего необходим для того, чтобы не велась хаотичная застройка, чтобы городской чиновник не мог на свое усмотрение разрешать или запрещать строительство. К тому же генплан своего рода мечта, к которой надо стремится, а мечту эту необходимо корректировать в соответствии с реалиями жизни, теперь такую корректировку предполагается производить каждые семь лет. Генплан необходимо принимать как можно скорее, независимо от того, хорош он или плох, потому что он является своего рода законом, нарушение которого влечет за собой определенную ответственность.

- Не кажется ли вам, что на реализацию задуманного разработчиками проекта генплана понадобятся такие финансовые средства, которых у города не найдется не только в ближайшие двадцать, но и в сто лет?

- Вы помните, как в очень трудные 90-е годы реконструировали стадион "Олимпийский"? У города и тогда не было денег, но средства на реконструкцию все же нашли, и "Олимпийский" стал для дончан символом возрождения. Я говорю это для того, чтобы подчеркнуть: для реализации любого проекта нужна прежде всего политическая воля, тогда непременно появятся и возможности финансирования за счет самых разных источников. Если до 2031 года будет сделана хотя бы половина намеченного, это уже окажется заметным шагом вперед.//ДКР

All Rights Reserved. Copyright © 2009 Notorious T & Co
События случайны. Мнения реальны. Люди придуманы. Совпадения намеренны.
Перепечатка, цитирование - только с гиперссылкой на http://govorit.donetsk.ua/ Лицензия Creative Commons
Прислать новость
Reklama & Сотрудничество
Сообщить о неисправности
Помочь
Говорит Донецк